4.4. Таълим ва фан соҳасини ривожлантириш
Т/р | 272 |
---|---|
Амалга ошириладиган тадбир | 2017–2021 йилларда Ўзбекистон Республикасида олий таълим тизимини тубдан такомиллаштириш Дастурини ишлаб чиқиш. |
Бажариш муддати | 2017 йил I чорак |
Ижро учун масъуллар | ОваЎМТВ, Иқтисодиёт вазирлиги, Молия вазирлиги, тасарруфида олий таълим муассаслари бўлган вазирлик ва идоралар |
Сарф-харажатлар (млн. сўм) | - |
Молиялаштириш манбалари | - |
Тақдим этиладиган ҳужжат шакли, амалга ошириш механизми, кутилаётган натижа | Ўзбекистон Республикаси Президенти қарори лойиҳаси. Лойиҳа билан: академик соҳада, ўқув дастурларини ишлаб чиқиш ва тасдиқлаш, ўқув жараёнини ташкил этиш, пуллик хизматлар кўрсатиш ва молиялаштиришнинг қўшимча манбаларини излашда олий ўқув юртларининг ваколатларни кенгайтириш йўли билан уларнинг мустақиллиги босқичма-босқич ривожлантириш; миллий кадрларни рақобатбордошлиги ва умумжаҳон амалиётига асосланган олий таълим миллий тизимининг сифати ошишига, Болонья жараёни иштирокчи-мамлакатлари дипломларини ўзаро тан олиш, ўқитувчи ва талабалар билан алмашув дастурларини амалга оширишга кўмаклашувчи 1999 йил 19 июндаги Болонья декларациясига қўшилиш масаласини кўриб чиқиш. |
Комментарии и ответы
Предложения будут рассмотрены в ходе реализации Программы.
Маълумот сифатида олинди.
Таклиф асосланмаган. Сохага оид тегишли конун мавжуд.
1. Объединить МНО и МВССО, видение об образовании должно быть единым и непрерывным.
2. Если СоцЗащита не перешла бы в МинФин, то детсады можно было бы передать МинТруду( и СоцЗащиты) так как это можно связать с пособиями малоимущим которые не всегда могут оплачивать детсады.
3. Поставить целью вхождение узбекских ВУЗов в различные мировые рейтинги. Хорошее образование, включая высшее и профессиональное, приносит огромные деньги - только от зарубежных студентов в бюджет Австралии - $20 млрд, США - $30 млрд, Великобритании - $7 млрд. Хорошая репутация ВУЗов привлечёт иностранцев на учёбу к нам. Основные критерии дающие наибольшее количество баллов в рейтингах это как часто ссылаются на работу учённых и цитируют профессоров ВУЗа зарубежные ВУЗы. Только по этому критерию все Ташкентские ВУЗы обречены на провал, потому-что даже если их цитируют то количества цитат просто мизерное на каждый отдельный университет в Ташкенте готовящего специалистов по одному узкому направлению. Увелечить количество цитат и публикаций можно за счёт объединения институтов и университетов под одним или двум ВУЗом (в Ташкенте) и увеличения направлений. Создать супер университеты.
Первый суперВУЗ, Национальный Университет - состоит из таких факультетов как - Юридический (ТГЮУ), Факультет бизнеса, экономики и финансов (ТГЭУ, ТФИ, менеджмент направление ТУИТа), Медицинский (объединяет Мед.Академию, Стом.Институт, САМПИ, ФАРМИ), Искусств и Общественных Наук (объединяет ГосИнститут Искусств и Культуры, НацИнститут Художеств и Дизайна, Институт Востоковедения, ТИУ, Политология, Журналистика, УзГУМЯ, Философия, Социология, История), Естественных наук (Физика, Математика, Химия, География/Геология, Биология).
Второй суперВУЗ, Ташкентский Политехнический Институт имени И.А.Каримова - кроме своих факультетов, расширяется за счёт открытия факультетов - Информационных Технологий (ТУИТ), Автодорожный (ТАДИ), Лёгкой промышленности (ТИТЛП), Архитектурный (ТАСИ), Химико-технологический (ТХТИ), Аграрный (ТГАУ), Авиационный. Увеличение общего бюджета этих двух (супер)ВУЗов в Ташкенте также может повлиять на их рейтинг.
Ректоры остаются директорами институтов в которых ведётся и обучение и наука, первые проректоры станут деканами, институты сохраняют свою подведомственность различным министерствам и ведомствам.
4. Открыть некоторые другие факультеты в регионах с целью повышения их значимости и профиля (студенты не будут делать огромные раходы на проживание в Ташкенте как это сейчас происходит). Например, Юридические факультуте должны быть открыты, как минимум в Намангане и Бухаре. Это создаст также конкуренцию между ВУЗами что в образовании и науке должно приветствоваться.
5. Заново открыть факультеты политологии, их закрытие было редкостным событием в сфере высшего образования в мире.
Приняты к сведению.
Олий таълим - ўз номи билан ОЛИЙ бўлиши лозим. Бунда таклифларим қуйидагича:
1. Бюджет ва контракт асосида ўқиш тушунчаларини ўқишга киришдан эмас, балки 1-курсдан кейин белгилаш. Аввалига барча контракт асосида (Суммаси камроқ, аммо 100% талаба тўлайди). 1-курсни битиришганларидан сўнг, уларни саралаш (билими, қизиқиши, режалари, ... бўйича) сўнг, бюджет асосида ўқувчиларни белгилаб олиш лозим (Бу ҳолатни 2- ёки 3-курсдан кейин ҳам қилиш мумкин).
2. Талабалар интизомига эътибор қаратиш. Хулқи оғир талабаларга Олий таълимда ўрин бермасалик, ҳайдаш. Керак бўлса, жаримага тортиш.
3. Ўқитувчилар билими, савияси, шу соҳага ҳақиқатан ҳам қизиқишини ҳисобга олиш. Таниши ишлагани учун, ёки оилавий ночорлиги сабабли ишлаши лозимлиги, ёки кучли "юқоридаги танка"си ортидан ишлаб туриши, академик оиласига мансублигига қаралса, масалалар масалалигича қолаверади. Соҳага нолойиқ "ўқитувчилар"ни ҳайдаш, жарима, керак бўлса, жиноий жавобгарликка тортиш керак. Аммо ойлиги етарли ўқитувчи бошқа соҳага бош суқмай ўз устида ишлай олади, асосий масалалардан бири шунда.
4. Хорижда ўқиб келди дегани бу - билимли бўлди дегани эмас. Шундай хорижий университетлар борки, димломини ёки илмий даражасини олиш учун контракт пулини тўлаши ва қатнаб туриш кифоя. Аммо ҳақиқий билим берадиганлари ҳам жуда кўп.
5. Университет қўлланмалари ва дарсликлари жуда-жуда эътибор талаб. Асосийлари кўчирма ва таржималар. Соҳага оид ва соҳага мос, илмий асосланган ва мазмунли, тушунарли ва керакли билимларга бой қўлланма ва дарсликларга эҳтиёж юқори.
6. Талабаликка қабулда коррупция ва таниш-билишчиликдан йироқ бўлгани дуруст. ДТМ фаолиятига ишонганим билан, 1-августдаги имтиҳонлаш ўтиши шаффофлигига ишона олмайман. Тест тизими билимни тез ва осон аниқлай оладиган тизим деб ҳисобламайман, бошқа янаям аниқ усулдан фойдаланиш вақти етди.
7. Ҳар бир олий таълим ўқитувчисининг бугунги кундаги орзуси бу - Биринчи курсга билимли ва соҳасига қизиқувчан талабалар бўлиши. Бу мамлакат раҳбари ва халқ орзуси бўлиши ҳам мумкин.
8. Олий таълим дипломи бор кишини Олий маълумотли ёки олий маълумотли эмаслигини аниқлаб, кейин иш бериш даврига киришимиз керак. Дипломи бор бу билими бор дегани эмас.
Эътиборингиз учун рахмат.
Дилшоджон Сабирджанович Каримов
Образование является социальным лифтом. С детства нам твердят: «учись и тебя ждет прекрасное будущие». Однако, как дефект переходного периода вместо того, что бы служит социальным лифтом, сфера образования стала коррумпированным и непрозрачным. У родителей, дети которых намереваются поступить вузы существует страх 1 августа:
-не потерять целый год,
-что скажут родственники и соседи, если не поступит,
- и иные мысли свойственные нашему менталитету.
Родители что бы защитит своих детей делают все возможное и невозможное что бы их дети поступили в ВУЗ. В странах ЕС существует не только на уровне Университетов, но также существует конкуренция и соответственно проводят конкурсы между факультетами Университета в целях осуществлять качественный набор одарённой молодежи. Но также эти вузы не забывают об экономической выгоде. Абитуриент подает заявление и оплачивает определённую сумму (В Чешской Республики Бакалавр оплачивает 550 крон – 25 долл.США, Магистр 600 крон -30 долл.США и докторант 650 крон -35 долл.США).
Представим, что будет если внедрить эту систему (отменить 1 августа) в Республике Узбекистан. 2016 году подано более 650 тыс. заявлений абитуриентов. Если бы каждый из не поступивших имел хотя бы один шанс, как бы горели бы глаза этих молодых людей от социальной справедливости. Подсчитаем ПТЭО данного предложение, 650 тыс. подают хотя бы 3 Университета (1.95 млн. заявлений) и если они будут платит за каждую подачу документов 1 мин.зарп. плату, сумма будет весьма внушительной (почти 150 млрд.сум). Какие социально-экономические эффекты могут нас ожидать от внедрения данной системы:
- ежегодно доходная часть гос. бюджета будет пополнятся на 150 млрд.сум
- резко сократится уровень коррупции в системе высшего образования (родители перестанут копить или продавать скот, тем самым создавая спрос на рынке, который тянет нашу экономику и общество вниз)
- будет обеспечены принципы социального лифта и социальной справедливости (дети обеспеченных семей поступают вузы – Вестмистр, МДИС, Туринский политехнический, ИНХА, МГУ, а дети мало обеспеченных семей ущемлены – не имеют средства оплачивать контракты)
-подготовка кадров для реального сектора экономики (молодые люди выбирают для себя гуманитарные направлении, что по их мнению является плацдармом красивого и обеспеченного будущего. Но реальный сектор экономики нуждается в кадрах технического характера).
Отсутствуют конкретные предложения.