1.2. Давлат бошқаруви тизимини ислоҳ қилиш
Т/р | 31 |
---|---|
Амалга ошириладиган тадбир | Ўзбекистон Республикаси Президенти ҳузуридаги Давлат бошқарув академияси фаолиятини такомиллаштириш. |
Бажариш муддати | 2017 йил I чорак |
Ижро учун масъуллар | ОваЎМТВ, Адлия вазирлиги, Меҳнат вазирлиги, Молия вазирлиги, ТИВ, ДТМ, ДБА, вазирлик ва идоралар |
Сарф-харажатлар (млн. сўм) | - |
Молиялаштириш манбалари | - |
Тақдим этиладиган ҳужжат шакли, амалга ошириш механизми, кутилаётган натижа | Ўзбекистон Республикаси Президенти Фармони лойиҳаси. Лойиҳа тингловчилар давлат бошқарувини ташкил этиш, бошқарувнинг ҳуқуқий асослари ва замонавий усуллари, бозор иқтисодиёти, психология, ахборот-коммуникация ва “Электрон ҳукумат” соҳаларида мустаҳкам билимларни эгаллашлари, шунингдек таҳлилий фикрлаш ва стратегик режалаштириш, турли масалаларнинг мақбул ечимини топиш, ташаббускорлик ва етакчилик кўникмаларига эга бўлишларини таъминлашга қаратилган. |
Комментарии и ответы
Маълумот сифатида олинди.
Маълумот сифатида олинди.
Таклиф Дастур ижроси жараёнида кўриб чиқилади.
Маълумот сифатида олинди.
Маълумот сифатида олинди.
Ранее на данной ветке я выразил сарказм, и получил саркастическую «благодарность за внимание».
Но далее собираюсь предложить некоторые соображения по существу вопроса п/н 31 из графы 1.2. Госпрограммы.
Я отдаю себе отчет, что все эти: ОваЎМТВ, Адлия вазирлиги, Меҳнат вазирлиги, Молия вазирлиги, ТИВ, ДТМ, ДБА, вазирлик ва идоралар в качестве исполнителей точно в сроки представят совместный проект УП по усовершенствованию деятельности АГУ при Президенте РУз, и соответственно, особой нужды в поиске и сборе идей не должно быть. Однако такой «иждивенческий» подход уже не соответствует духу времени, темп и векторы которого задает Лидер нации – Президент Ш.М.Мирзиёев. За сим как говорится я рискну и заранее приношу извинения у модераторов ветки за отнимание времени и внимания…
Во-первых, Лидер нации очень целенаправленно поставил вопрос совершенствования системы госуправления в обновлении жизнедеятельности страны во главу угла (второй из первых задач: глава №1.2. Госпрограммы). И естественно, центральное учреждение призванное заниматься формированием и подготовкой нацрезерва управленческих кадров непременно должно быть подвергнутым реформированию. Поэтому как процесс подготовки, так и процесс утверждения должен быть освещен и преподнесен в соответствии с общими радикальными (в смысле радикально реформирующими нашу жизнь) усилиями Президента РУз по реформированию социально-экономического развития страны. То есть не должно это (конкретно этот НПА) a чисто формальном, для галочки духе.
Во-вторых, очень симптоматично, что образующий руководящий нормативный акт - Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 г. № УП-4435 «О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки кадров в сфере государственного управления» отсутствует в публичном доступе. Непосредственного текста НПА невозможно найти ни в архивах, ни собраниях законодательных актов РУз, ни даже на сайте АГУ (и это первейший образующий нормативный акт! Хотя на их сайте отсутствует даже ссылка на устав, и это целого и единственного в своем роде учреждения с названием академия с заглавной буквой – вот почему).В чем причина? Этот документ на основе которого всенародно объявлены целый ряд важных и весомых актов, например, ПКМ-160 от 01.06.2012 или ПКМ-182 от 22.06.2012, принципиально не может быть «закрытым». Может корень упущений именно в этом?
В-третьих, именно поэтому далее буду оперировать традиционными формулировками без конкретной ссылки на образующие нормативные акты (УП-4435 от 10.10.2012 или новый устав АГУ) по причине их не доступности, соответственно отсутствия. Ибо на данный момент все что есть и предназначено для обнародования (за исключением спец.документов) доступно в плане информации.
В-четвертых, если верно, что традиционно АГУ (далее Академия) является головным образовательным учреждением по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководящих работников органов власти и управления, руководителей общественных организаций и объединений, хозяйственных структур, а также по проведению научных исследований в области кадровой политики Республики Узбекистан – то необходимо в проекте НПА конкретно акцентировать внимание на том, что Академия является также национальным координирующим центром по формированию базы данных по резерву управленческих кадров. Таким образом ее задача в области кадровой политике расшириться с науч.исследований (которые не имеют прикладного веса, и это факт, в ином случае, за четверть века – за срок формирования целого поколения в стране не был бы ощутим кадровой кризис, была бы оправдавшая себя методология формирования резерва, оптимального его использования, переформатирования его ресурсов) уже на практическое применение. Соответственно, сфера формирования резерва управ.кадров в стенах Академии перестанет быть простой картотекой лишь бывших ее слушателей, а станет целым полигоном, оперирующим с данными по кадрам со всех ключевых сегментов для формирования резерва управ.кадров. Тут одной штатной единицей особиста в звании капитана максимум не обойтись. Тут уже должен работать полноценный центр со всеми HR, методологическими, IT, службистскими ресурсами.
В-пятых, если верно, что традиционно Академия является ведущим в Республике Узбекистан учебно-методическим и научным центром в области дополнительного образования и оказывает необходимую научно-методическую и информационно-аналитическую помощь образовательным учреждениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров – то это ныне (в свете подготовки и принятия Закона о госслужбе) лишнее! Нельзя быть далее «не рыбой, не мясом». Академия должна концентрировать свое внимание не на пед.деятельности, а на прикладных значениях своей деятельности. Раз она при президенте страны, значит перво-наперво все ее усилия должны служить ежедневным нуждам именно формирования важнейшего составляющего всей госслужбы. Ибо «государство – это кадры и учет».
В-шестых, деятельность Академии должна иметь меру ответственности за результаты. Если она готовит кадры управленческого звена (среднего и выше уровня), и ее этот кадр (кадет, выпускник или слушатель не суть) непосредственно на управленческой должности (посту) не оправдал доверие Президента, облажался, грубо говоря, то меру ответственности должна нести и Академия. Данный момент увязки необходимо законодательно предусмотреть. Ведь есть в народе традиция ругаться «Эх, сани ўша тарбия берганингни (устозингни) бошига дўппи и так далее». Не зря ведь. И это естественным образом будет происходит, когда академия из непонятно чего (то ли уч.заведение, то ли НИИ, но однозначно статусное) превратиться в общенациональный центр формирования резерва управленческих кадров страны. И будет давать соответствующее обоснованные рекомендации при назначениях своих воспитанников при принятии руководством страны орг.-кадровых решений. И отвечать за эти самые свои рекомендации.
В-седьмых, если верно, что есть практика приравнивать по статусу, условиям оплаты труда, социально-бытового обеспечения, медицинского и транспортного обслуживания ректора Академии к Государственному советнику Президента Республики Узбекистан, а проректоров Академии — к главному консультанту Аппарата Президента Республики Узбекистан – однако существует и денно-нощно трудится оправданно целая служба госсоветника Президента по организационно-кадровой политике – то получается казус. Поэтому необходимо приравнивать ректора Академии не к госсоветнику, а конкретно указать, что ректор Академии по статусу является заместителем именно Госсоветника по организационно-кадровой политике. Вроде из статуса «при Президенте» давно должно было вытекать, что Академия целиком на подчинении Аппарата Президента, что она является неким науч.центром, а также полигоном именно для целей и задач Аппарата Президента. Однако непонятные интеллигентные (псевдоинтеллигентные) рефлексии на уровне «то ли уч.заведение, то ли НИИ, то ли хозрасчетное предприятие по отправке на зарубежные краткосрочные бизнес-туры (есть такое понятие: business trips, или кто-то в серьёз кроме некоторых нынешних тщеславных слушателей Академии верят, что целый эм-би-эй-диплом даже самого заштатного корейского ВУЗа можно получить за полтора месяца?!), но однозначно номенклатурное».
В-восьмых, внедрить правило, что для всей номенклатуре управленческих кадров страны Академия является «лицензированным» сосредоточением проведения госаттестаций на соответствие. Для высшего управленческого звена (министры и хокимы) под эгидой и с участием службы Госсоветника по организационно-кадровой политике, а начиная со среднего звена Академия самостоятельно при координации и патронаже службы Госсоветника по организационно-кадровой политике. Это важно, ведь мы стали свидетелями первых в истории реально межпартийных выборов Президента, кабинет министров у нас по закону будет формироваться на основе межпартийных выборов в высший представительский орган страны (парламент). Далее на повестке выборность глав местных органов власти, они также будут на межпартийной основе. Так что ничего зазорно в проверке знаний и квалификации целого хокима нет, ведь он до избрания хокимом мог быть просто учителем-партийцем. Этот момент также увязывается с ответственностью Академии за подготовленные ею или рекомендованные (разве результаты аттестации не те же рекомендации от нее) управленческие кадры.
В-девятых, прекращение набора по разнарядкам. Это должно стать элитарным заведением. Нельзя для ИБД (имитации бурной деятельности) обучать в одном потоке замхокимов и председателей ферм. Это есть юридический и понятийный нонсенс. Фермер – это частное лицо предпринимательское, у него цели лишь предпринимательские. По умолчанию в развивающейся стадии жизненного цикла бизнеса, предприниматель не стремиться все бросить и стать управленческим госслужащим на окладе. А заниматься бизнесом госслужащему тоже по умолчанию запрещено. Необходимо до набора в Академии вести учет потенциальных слушателей. Например, с постановкой задачи вроде творческого экзамена: в групповом составе (скажем из 3 районов/областей одного региона) из 10 человек получают задачу выявить наиболее кризисные моменты в социально-экономической жизнедеятельности определенной админ.территор.единицы. И сделать обоснованные доклад (аналитическую записку) со схемами, раскладками. Без решений, и рекомендаций. Одни лишь проблемы реальные и выпукло представленные в разрезе отраслей и территорий. А вот в качестве дипломной работы эта же группа должна разработать реальный план по решению ранее выявленной проблемы. Но, а в течении обучения, этой же группе поручать моделировать и первую часть (выявление проблемы) и заключительную часть (решение проблемы). И должны они будут (представить решение проблемы) исходя из собственных должностей: замхокимы как замхокимы (без посягательств на компетенции тех же своих непосредственных начальников - хокимов), а управляющие райбанка как управляющие райбанка, но не более.
В-десятых, с точки зрения номенклатурности и статусности Академии с префиксом «при Президенте РУз» прекратить практику отправки якобы на обучение за рубеж. Ведь во всех руководящих НПА ясно указано, что из госбюджета ежегодно выделяются необходимые ассигнования на содержание Академии, в том числе на заработную плату, оснащение и капитальный ремонт находящихся на ее балансе зданий и сооружений, выпуск учебно-методических пособий и трудов согласно представляемым расчетам. Значит «хозрасчет» при всяких «Олий бизнес-мактаби» с довеском получения после короткого бизнес-тура (про сущность business trips см. выше в пункте «в-седьмых») не должно являться самоцелью. Зачем плодить агентов влияния зарубежных стран в коридорах узбекской госвласти и госуправления?! Или мы единственная в мире страна ни разу не столкнувшаяся с явлением «перебежчиков» и «невозвращенцев»?! И зачем стране управленческий кадр, хвалящийся иностранным дипломом (который как указал выше и не диплом даже)?! Зачем стране исходя из генерального принципа «Биз хеч кимдан кам эмасмиз» вообще нужда уезжая туда (! я это подчеркиваю, ибо тут никоим образом не касаюсь международного обмена опытом вообще) набираться ихнего зарубежного опыта?! Намного экономичнее с интенсивными промежутками приглашать в Академию на лекции, мастер-классы и т.д. тех же зарубежных ученых и специалистов.
Ваше предложения будут рассмотрены при подготовке проекта нормативно-правового акта по данному пункту.
Благодарю кодеров Узинфоком за добавлении опции форматирования текста. Это говорит о серъезности вашего подхода к беспрецедентному всенародному обсуждению Стратегии, это указывает на ваш высокий профессионализм. есть маленькое предложение: господа, учитывая что конкретно данное всенародное онлайн обсуждение Стратегии в принципе одноразовое явление, можно заснять фильмец (в жанре документальки) для презентационных (нет, не для телевизионного вещания, а именно для презентационных и обучающих) нужд с фиксированием появления, развития проекта. вы молодцы!
Спасибо за внимание.
1. Академияда ўқишга кирган ва тахсил олаётган тингловчиларниннг бошқарув компетенцияларини баҳолаб бориш бўйича илғор диагностик услубларни (мас. Ассесмент Маркази услуби) татбиқ этиш ва бунинг асосида Академия қошида “Ассесмент Маркази” Республика диагностик тадқиқот марказини яратиш.
2. Алоҳида билимларни бериш, яъни турли хил фанлардан алоҳида (ўзаро боғлиқ бўлмаган) билимлар бериш усулидан "Лойиҳага асосланган ўқитиш" ва блокли таълим бериш услубига босқичма босқич ўтиш. Академияда тахсил олувчи тингловчилар, яъни катта ёшлиларни ўқитиш хусусиятларидан келиб чиққан ҳолда блокли таълим услубларини қўллаш амалиётига ўтиш. Ўқув дастурларини "Лойиҳага асосланган таълим" қоидалари ва тамойиллари асосида тайёрлаш.
3. Таълимдаги тизимлилик орқали тарбиялаш, "таълимни ташкил этиш орқали раҳбарлик ва гуманистик қадриятларини шакллантириш" тамойилига риоя қилиш. Тизимли таълим, тингловчи манфаатига йўналганлик тамойиллари орқали ёш раҳбарларда ходимлар манфаатига йўналганлик қадриятини шакллантириш.
Таклиф асослантирилмаган.
Ўзбекистон Республикаси Президенти ҳузуридаги Давлат бошқарув академияси фаолиятини такомиллаштиришда мавжуд салоҳият ва кўп йиллик тўпланган тажрибани сақлаб қолган ҳолда бир қатор янги ўқув курс (дастур)ларни жорий этиш мақсадга мувофиқ:
Таклиф Дастур ижроси жараёнида кўриб чиқилади.
Во-первых, необходимо, чтобы Академия готовила управленцев-системщиков. В связи с этим надо пересмотреть направления в сфере обучения, нужно соблюсти баланс между всеми отраслями государственного управления.
Во-вторых, необходимо разработать критерии отбора ППС, учитывая при этом опыт работы, учёную степень, опыт внедрения полученных ВУЗовских местных и зарубежных знаний в условиях Узбекистана (ППС академии должен быть в вопросах опыта и знаний на "две головы выше" слушателя академии).
В-третьих, полученная зарубежная литература в информационно ресурсный центр (библиотека) академии должна проходить экспертизу на соответствие нашему национальному курсу развития.
В-четвертых, необходимо принимать меры по развитию науки в стенах академии. В связи с этим, периодично проводить "неделю академических чтений" с привлечением ведущих специалистов теории и практики.
В-пятых, в процессе развития деятельности академии следует учитывать зарубежный опыт разных стран (а не слепо копировать опыт конкретно одного государства), т.е. надо взять самые положительные аспекты, которые соответствуют нашему менталитету и приоритетам развития. При этом надо помнить, что высокооплачиваемые нанимаемые зарубежные специалисты вместо нас наши проблемы не решат!!!
Предложения будут рассмотрены в ходе реализации Программы.